Отчет о посещении ФКУ СИЗО-1 "Кресты" Косаревской Е.С. и Теплицкой Я.И. 6 мая 2017 года

Отчет о посещении СИЗО-1 "Кресты" членами ОНК Санкт-Петербурга Косаревской Е.С. и Теплицкой Я.И. 6 мая 2017 года. В отчете можно прочитать о необоснованном недопуске членов ОНК в психиатрическое отделение (филиал Больницы №2 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России), находящееся на территории СИЗО-1 и о многом другом.
Подробно:
  1. Досмотр

Посещение 6 мая, как и предшествующее посещение 6 апреля, началось с попытки сотрудника учреждения без достаточных оснований досмотреть членов ОНК: так, 6 апреля сотрудник учреждения настаивал на необходимости членам ОНК продемонстрировать сотруднику содержимое их сумок, а 6 мая -- на необходимости повторно пройти через рамку ввиду того, что первый раз она не была включена. В обоих случаях сотрудники обосновывали свои действия некими “приказами”, но разъяснить, какими именно, не могли или не хотели.

Однако, согласно статье 34 ФЗ-103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" “не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей” (то есть даже при наличии достаточных оснований подозревать таких лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей НЕ вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми.)

В статье 7 ФЗ-103 члены общественной наблюдательной комиссии отнесены к числу лиц, осуществляющих контроль.

Просим разъяснить сотрудникам изолятора указанные правовые нормы, а также, во избежание недоразумений, повесить на стенде рядом со входом в ФКУ СИЗО-1 список лиц, которые не должны подвергаться досмотру.

2. Психиатрическое отделение

Членам общественной наблюдательной комиссии было отказано в посещении заключенного Осипова В.М. и в посещении психиатрического отделения: начальник учреждения сослался на п.2. ст. 46, согласно которому “Представители общественных объединений обязаны согласовать условия посещения с руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, ознакомиться с правилами, действующими в них, выполнять их и подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны.”

Однако применение этой нормы в данной ситуации некорректно, члены общественной наблюдательной комиссии не являются представителями общественного объединения, они, (согласно ст. 5 76-ФЗ являются субъектами общественного контроля), а общественная наблюдательная комиссия не является общественным объединением: согласно ст. 5 82-ФЗ “Об общественных объединениях” “Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения”

Члены общественной наблюдательной комиссии, равно как и комиссия в целом, согласно ст. 5 76-ФЗ “Об общественном контроле” являются

субъектами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

То, что общественная наблюдательная комиссия не является общественным объединением, легко установить, прочитав ФЗ “Об общественных объединениях” как о порядке образования, так и о порядке ликвидации “общественного объединения” и сравнив с соответствующими статьями 76-ФЗ “Об общественном контроле”.

Таким образом, в данном случае ФЗ N 3185-1"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" не обязывает членов ОНК согласовывать осуществление общественного контроля за соблюдением прав лиц, содержащихся в психиатрическом отделении больницы имени Гааза с руководителем медицинской организации, а значит не вступает в противоречие с нормами ФЗ-76 и 103-ФЗ, разрешающим рабочей группе общественной наблюдательной комиссии, после соответствующего уведомления, осуществлять такое посещение без всяких дополнительных разрешений (кроме случаев, перечисленных в ст. 17 76-ФЗ).

Рекомендация: разъяснить сотрудникам учреждения право членов ОНК осуществлять общественный контроль на территории психиатрического отделения Больницы №1 , руководствуясь 76-ФЗ и вне зависимости от наличия руководителя учреждения и согласования посещения с ним. В дальнейшем не препятствовать членам ОНК в посещении заключенных, находящихся в психиатрическом отделении, в выходные и праздничные дни.


3. Были проведены беседы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, получены обращения, касающиеся

3.1 несвоевременной отправки и регистрации корреспонденции

3.2 ведения журнала жалоб

3.3 оказания медицинской помощи

Заключенный К.


Заключенным К. предъявлена членам ОНК

а). жалоба на имя Кузнецовой Е.В., помощника начальника УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по правам человека, зарегистрированная хх.хх.хххх за исходящим номером ххххх. Данную жалобу, уже после регистрации, К. вернули и повторно принять для отправки отказались.

Рекомендация:

-отправить жалобу

-привлечь к ответственности виновных в несвоевременной отправке

-регистрировать жалобы в соответствии с законом


Правовая база:

Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями)

94. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

95. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией СИЗО и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.


б). Копия документа, направленная начальнику СИЗО-1 для объявления К., с приложением на 67 листах, поступившая в СИЗО-1 24.04.2017. Написано, что ознакомлен 25.05.2017, на самом деле документ принесли 5.05.2017.


Рекомендация:

-ознакомить с приложением (по желанию К., если К. откажется от ознакомления, зафиксировать отказ на видеорегистратор)
-привлечь к ответственности должностных лиц, не ознакомивших К. с документом своевременно
-в дальнейшем, при отказе заключенного от подписи (при получении или объявлении документа) фиксировать объявление на видеорегистратор с указанием даты, сохранять запись для членов ОНК и других проверяющих органов

в). Заключенный Т.

сообщил

-- о двух сердечных приступах 20.03, 24.04, при которых квалифицированная медпомощь оказана не была

рекомендация: обеспечить членам ОНК беседу с врачом и Т. (беседа была проведена при следующем посещении 12.05)


-- об обострении деформирующего артроза. Сообщает о том, что ему нужна трость для ходьбы.

рекомендация: в случае подтверждения диагноза, выдать соответствующее разрешение (12.05 устный безапелляционный отказ главного врача выдать такое разрешение, даже в случае получения заключения независимого эксперта на основании рентгена)


Правовая база:

Приложение N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету:


<...>
- костыли, деревянные трости, протезы (по разрешению врача);

27.04 Т. написал жалобу, которая, по его словам, не была должным образом зарегистрирована. До этого неоднократно обращался с устными жалобами и заявлениями, которые также не регистрировались.



рекомендация:

- регистрировать, как того требует закон, письменные заявления и жалобы (в том числе содержащие просьбу вывести к врачу) в журнале учета предложений, заявлений и жалоб. Не забывать отмечать результат посещения и давать его на роспись заключенному.

  • регистрировать устные заявления
  • в ответ на соответствуещее заявление заключенного Т. выдать ему список поданных им письменных и устных предложений, заявлений и жалоб.



Правовая база:

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189):

ст. 91. Представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в



92. Все предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, начальником корпусного отделения регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, о чем под роспись знакомится заявитель. Устные предложения, заявления и жалобы докладываются лицу, ответственному за их рассмотрение.




4. В ходе посещения членами ОНК Санкт-Петербурга Косаревской Екатериной Сергеевной и Теплицкой Яной Игоревной ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были посещения камеры номер ххх, yyy.

Заключенные в камере 111 жалоб не имеют, в камере 222 отсутствуют скамейки, не соблюдается метраж (на одного заключенного приходится менее 2 м^2, о чем был составлен соответствующий Акт), туалет не отделен от жилой части иначе как шторкой и т.д.

Рекомендация: поставить скамейку, отделить туалет от жилой части камеры


Правовая база:

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189):

ст. 42. Камеры СИЗО оборудуются:

- столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере;

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений:

ст. 23 Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.


Постановление ЕСПЧ по делу «Шафрански против Польши» (Szafrański v. Poland, жалоба N 17249/12) от 15 декабря 2015 года: “Суд многократно признавал нарушение статьи 3 Конвенции неудовлетворительными условиями содержания под стражей, когда недостаточное отделение санузла от остальной части камеры представляло собой лишь одно из таких условий <…>. Таким образом, из практики Суда следует, что на национальных властях лежит позитивное обязательство предоставить доступ к санузлу, который был бы отделен от остальной части камеры таким образом, чтобы обеспечить заключенным [необходимый] минимум уединения. Суд повторяет, что в соответствии с позицией Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) санузел, который лишь частично отделен, неприемлем, когда в камере содержится более одного заключенного (CPT/Inf (2012) 13, § 78 и 2nd General Report [CPT/Inf (92) 3], § 49). Внутрикамерные туалеты должны быть оборудованы полными перегородками, т.е. до потолка (CPT/Inf (2015) 12, § 74).



5. Также от заключенных поступили жалобы на то, что вывод на прогулку заключенного не осуществляется, если желающий гулять заключенный в камере только один. В результате заключенные иногда месяцами, против своей воли, остаются в камере.

Рекомендация: разъяснить личному составу, что надо выводить на прогулку всех желающих, тем более в условиях переполненности изолятора.

Правовая база.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений:

Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

ст. 17 п. 11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

6. По-прежнему, по словам заключенных, ломают 100% сигарет, переданных в передаче, превращая их в труху

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189):

ст. 68 Содержимое посылок, бандеролей и передач досматривается тщательно и аккуратно, принимаются меры для обеспечения возможности его дальнейшего использования по назначению.

(12.05 при посещении в камере zzz нам впервые показали практически приемлемым образом поломанные сигареты)



16:09

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!