Отчет о деятельности ОНК и о типичных проблемах в местах принудительного содержания за 2017 год
ОТЧЕТ ОНК г. Санкт-Петербурга – 2017 г.
о типичных проблемах в местах принудительного содержания граждан
Данный отчет не отражает все имеющиеся проблемы в местах принудительного содержания граждан на территории г. Санкт-Петербурга, однако в отчете преимущественно отражены системные проблемы, присущие в данный период времени.
Данный отчет составлен на основании информации, полученной членами ОНК Санкт-Петербурга, в рамках посещений мест принудительного содержания.
Среди членов ОНК отсутствуют те, кто не посещал бы учреждения принудительного содержания за отчетный период без уважительной причины.
За отчетный период было проведено 4 собрания ОНК.
За отчетный период число посещений составило: ИК – более 30, ОП и ИВС – более 28, СИЗО – более 42, больница имени ГААЗА – более 6, ЦВСИГ – более 8, спецприемник –более 5.
Помещения ФСИН (СИЗО, ИК)
Нахождение граждан в течение длительного времени в местах принудительного содержания создает ряд проблем, которые совсем не актуальны при кратком периоде ограничения свободы.
- Проблемы с медицинским обеспечением.
- Проблема с «перелимитом» подследственных
- Жалобы на противоправные действия.
В условиях замкнутого пространства, ограничения передвижения, малого количества свежего воздуха и солнечного света, безусловно, возникают вопросы, связанные с состоянием здоровья. Более 90% жалоб, поступающих в ОНК, связаны с оказанием медицинской помощи. Притом, что существуют факторы, которые не позволяют объективно оценивать глубину проблемы, стоит признать, что медицинская помощь не всегда оказывается на должном уровне.
К факторам, которые не дают объективно оценить качество оказываемой медицинской помощи, но влияют на количество жалоб, можно отнести:
- Наличие большого количества свободного времени. В условиях свободной жизни, нет столько времени заниматься своим здоровьем;
- Смена привычного образа жизни, нервные потрясения;
- Отказ от приёма наркотиков и, связанные с резким, не добровольным отказом факторы;
- Надежда получить послабление режима или изменение меры пресечения по медицинским показателям;
- Изменение стандартного, ежедневного времяпровождения.
Но, несмотря на большое количество факторов, стимулирующих заключенных жаловаться на медицинскую помощь, следует признать, что имеется ряд действительно существующих проблем:
- Большое количество (более 10%) лиц, имеющих ВИЧ, которым требуется особое лечение;
- Наличие большого количества сложных, хронических заболеваний: туберкулез, гепатит С, и т.д.;
- Недостаточное количество медицинского персонала (с учетом того, что практически каждый просит оказать ему медицинскую помощь);
- Отсутствие необходимых специалистов на постоянной основе (к примеру, нет таких врачей как: венеролог, дерматолог, и т.д.);
- Невозможность проведения сложных исследований, требующих высокотехнологического оборудования;
- Отсутствие широкого спектра медикаментов (или наличие только определенных «дешевых» аналогов, которые имеют побочные эффекты). Зачастую многие заболевания фактически не лечатся, а больным дают лишь обезболивающие средства;
- Малое количество мест в больничном учреждении, не позволяющее госпитализировать всех нуждающихся;
- Сокращение по требованию Генеральной Прокуратуры количества «коек» в больнице ГААЗА;
- Сложности с оказанием платной медицинской помощи, если требуется привлечение узких специалистов;
- Отсутствие механизма «обжалования» решений врача, если «пациент» с ними не согласен;
-Непрозрачная и неясная процедура направления больных в больницу, а так же работа с жалобами (например, о своих проблемах со здоровьем заключенный сообщает «коридорным», далее делается запись в журнал, после чего врачи уже самостоятельно решают, кого необходимо осмотреть в первую очередь. Заключенный, в свою очередь, не имеет никакой обратной связи по своей жалобе);
- Непрозрачная ситуация с привлечением платных специалистов (за счет родственников заключенного).
В следственных изоляторах содержится в несколько раз больше людей, чем может содержаться по действующим нормам. Возможно, данная проблема будет решена с введением в строй нового изолятора «Кресты-2».
Из некоторых ИК поступали жалобы на противоправные действия. В данный момент проверку по данным жалобам проводят правоохранительные органы. Поскольку проверка еще не закончена, невозможно достоверно сказать о наличии нарушений.
Помещения ЦВСИГ
1. Не проработанная законодательная база и не ясный статус лиц, содержащихся там. С одной стороны имеется полная изоляция и отсутствие свободы (нельзя покинуть территорию), но с другой стороны нет законных оснований к каким-либо принудительным мерам. По сути ЦВСИГ некое «общежитие» из которого нельзя выйти.
2. Отсутствует врач-гинеколог, который, по международным стандартам, необходим в учреждении, где содержатся женщины. В результате, при наличии в учреждении беременных женщин, их беременность не диагностируется, помощь в ведении беременности они не получают.
3. Поскольку формально граждане не содержатся принудительно (ограничено лишь их право покинуть ЦВСИГ), нет оснований лечить данных граждан, если речь не идет о скорой медицинской помощи. По этой причине не возможно оказание помощи лицам с хроническими заболеваниями, даже такими тяжелыми, как рак.
4. В связи с пробелами в законодательстве, люди, содержащиеся в ЦВСИГ не получают помощи при острой зубной боли, а также не получают ВИЧ-терапии. Более того, ВИЧ в настоящее время не диагностируется. Данная ситуация является недопустимой и создает угрозу жизни содержащимся в учреждении людей, делает условия их содержания не
соответствующими международным стандартам.
(Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации", - согласно которому бесплатно оказывается только экстренная помощь).
5. В связи с тем, что начальник ЦВСИГ не имеет полномочий на удостоверение доверенностей, люди, находящиеся в ЦВСИГ часто лишены возможности реализовать свои права: заключить брак, удостоверить отцовство или составить завещание. Часто это приводит к нарушению их права на семейную жизнь и к разлучению семьи.
6. В учреждении по-прежнему отсутствуют условия для совместного содержания семей и детей, что на практике приводит к разлучению семей и нарушению ст. 8 Европейской Конвенции по правам человека.
Помещения отделов полиции МВД
1. В ряде отделов полиции, с точки зрения законодательства, недопустимо содержание задержанных из-за состояния помещений, требующих ремонта (к примеру, 55 отдел полиции Колпинского района и ОМВД г. Пушкин).
2. В ряде отделов нарушаются санитарные нормы (к примеру, имеется настенное покрытие "шуба", несмотря на недавно проведенные ремонтные работы - 55 о/п, 80 о/п, 25
о/п, ОМВД Пушкин и др.).
3. Во всех отделах полиции установлены камеры видеонаблюдения, однако не существует
НПА, регламентирующих время хранения видеозаписей и порядок их предоставления. В случае поступления жалоб на противоправные действия со стороны сотрудников полиции, отсутствие видеозаписей делает невозможным проведение объективной проверки всех обстоятельств произошедшего.
4. Полтора года назад произошла реформа законодательства, касающегося условий содержания задержанных, а именно: постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. От 29.05.2015) "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения <...> задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", согласно которому, в частности, административно-задержанным лицам должно быть предоставлено постельное белье. Поскольку ранее НПА не требовали постельного белья для административных задержанных, оно повсеместно отсутствует в отделах полиции, а так же нет механизмов (не заключены договора) по санитарной обработке этого белья.
5. Наблюдаются проблемы с питанием. В некоторых отделах полиции закончились договора на предоставление горячего питания. Практически нигде нет «сухпайков», которыми можно было бы заменить питание в случае невозможности обеспечить горячим. В некоторых отделах сотрудники вынуждены делиться собственной пищей, в случаях если задержанные не получают передачи от родственников. Во всех отделах отсутствует «трехразовое» питание (оно носит скорее периодический характер «по необходимости»).
6. В законодательстве не четко указаны некоторые права членов ОНК, так в частности не однозначно регламентировано право на ознакомление с журналом задержанных лиц.
Помещения Министерства обороны
До настоящего времени от Западного военного округа не получена информация о порядке посещения.
Помещения Министерства здравоохранения
За прошедший год не посещались помещения органов здравоохранения.
Комментарии