Отчет о деятельности ОНК и о типичных проблемах в местах принудительного содержания за 2018 год

Тип статьи:
Законодательство
Текст статьи:

ОТЧЕТ ОНК г. Санкт-Петербурга – 2018 г.

о типичных проблемах в местах принудительного содержания граждан

Данный отчет не отражает все имеющиеся проблемы в местах принудительного содержания граждан на территории г. Санкт-Петербурга, однако в отчете преимущественно отражены системные проблемы, присущие в данный период времени.

Данный отчет составлен на основании информации, полученной членами ОНК Санкт-Петербурга, в рамках посещений мест принудительного содержания.

Среди членов ОНК отсутствуют те, кто не посещал бы учреждения принудительного содержания за отчетный период без уважительной причины.

За отчетный период было проведено 2 собрания ОНК.

За отчетный период было произведено более 100 посещений мест принудительного содержания. Более точные цифры предоставить затруднительно, ввиду отсутствия объективного способа учета.

Помещения ФСИН (СИЗО, ИК)

1.Проблемы с медицинским обеспечением

В условиях замкнутого пространства, ограничения передвижения, малого количества свежего воздуха и солнечного света (в некоторых из помещений), безусловно, возникают вопросы, связанные с состоянием здоровья. Большая часть жалоб, поступающих в ОНК, связаны с оказанием медицинской помощи и состоянием здоровья лиц, содержащихся принудительно. Притом, что существуют факторы, которые не позволяют объективно оценивать глубину проблемы, стоит признать, что медицинская помощь не всегда оказывается на должном уровне. В докладе прошлого года ОНК указывала на проблемы с медициной, однако мы не можем признать, что все проблемы решены за год.

К факторам, которые не дают объективно оценить качество оказываемой медицинской помощи, но влияют на количество жалоб, можно отнести:

- Наличие большого количества свободного времени. В условиях свободной жизни люди значительно меньше внимания уделяют своему здоровью;

- Смена привычного образа жизни, нервные потрясения;

- Отказ от приёма наркотиков и, связанные с резким, не добровольным отказом факторы;

- Надежда получить послабление режима или изменение меры пресечения по медицинским показателям;

- Изменение стандартного, ежедневного времяпровождения.

К новым факторам можно отнести:

- Переход от импортных лекарств к отечественным (жалобы на низкое качество лекарств по субъективному мнению граждан) (такие жалобы поступают от граждан, получающих терапию против ВИЧ)

Но, несмотря на большое количество факторов, стимулирующих заключенных жаловаться на медицинскую помощь, следует признать, что имеется ряд действительно существующих проблем:

- Большое количество (более 10%) лиц, имеющих ВИЧ (выявлены при поступлении в учреждения), которым требуется особое лечение;

- Наличие большого количества сложных, хронических заболеваний (выявлено при поступлении): туберкулез, гепатит С, и т.д.;

- Недостаточное количество медицинского персонала (с учетом того, что практически каждый просит оказать ему медицинскую помощь);

- Отсутствие необходимых, узких специалистов на постоянной основе в каждом учреждении (к примеру, в некоторых учреждениях нет таких врачей как: венеролог, дерматолог, гинеколог и т.д.) (некоторые специалисты работают на ½ ставки, что бывает недостаточно) ;

- Невозможность проведения сложных исследований (в некоторых случаях), требующих высокотехнологического оборудования;

- Отсутствие широкого спектра медикаментов (или наличие только определенных «дешевых» аналогов, которые имеют побочные эффекты). Зачастую многие заболевания фактически не лечатся, а больным дают лишь обезболивающие средства;

- Малое количество мест в больничном учреждении, не позволяющее госпитализировать всех нуждающихся;

- Сокращение по требованию Генеральной Прокуратуры количества «коек» в ФК ЛПУ «Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза»; (было более двух лет назад, однако увеличения количества так и не произошло);

- Сложности с оказанием платной медицинской помощи (за счет личных средств содержащихся лиц или их родственников), если требуется привлечение узких специалистов;

- Отсутствие механизма «обжалования» решений врача, если «пациент» с ними не согласен;

-Непрозрачная и неясная процедура направления больных в больницу, а так же работа с жалобами (например, о своих проблемах со здоровьем заключенный сообщает «коридорным», далее делается запись в журнал, после чего врачи уже самостоятельно решают, кого необходимо осмотреть в первую очередь. Заключенный, в свою очередь, не имеет никакой обратной связи по своей жалобе);

- Непрозрачная ситуация с привлечением платных специалистов (за счет родственников заключенного);

- Сложность в доступе к собственной медицинской информации;

- В этом году, возможно в связи с переездами, возникла сложность и с доступом членов ОНК к медицинской информации заключенных (с их согласия). В ряде случаев, несмотря на письменные запросы членам ОНК не были предоставлены медицинские документы.

2.Проблема с «перелимитом» подследственных

В связи с открытием изолятора Кресты-2, проблема «перелимита» на территории СПб не является существенной. Несмотря на то, что в некоторых камерах все же присутствуют нарушения норм содержания по площади (в других изоляторах, например, в СИЗО-5), данная проблема может быть решена в ближайшее время, после полноценного открытия второго корпуса Кресты-2.

3.Жалобы на противоправные действия сотрудников различных органов власти

Из некоторых ИК поступали жалобы на противоправные действия. В данный момент проверку по данным жалобам проводят правоохранительные органы. По всем фактам, требующим проверки, члены ОНК передавали информацию в правоохранительные органы.

Был достигнут ряд договоренностей с руководством УФСИН, направленных на превенцию пыток и распространения недостоверной информации о насилии в системе ФСИН.

4.Пытки

В этом году зафиксировано большое количество жалоб на пытки со стороны сотрудников УФСБ по СПб и ЛО. По первому случаю рабочей группой ОНК СПб (состоящей из Косаревской и Теплицкой)было составлено заключение. По поводу пыток составлен отдельный отчет за подписью членов ОНК, проводивших проверку по заявлениям.

5. Возможность проноса фотоаппарата, диктофона, видеокамер

В этом году, также как и в предыдущих, членам ОНК ни разу не было разрешено пронести фото-, аудио-, видео-аппратаруру в учреждения ФСИН. Несмотря на изменение Федерального закона, требуется соответствующие приказы министерств и ведомств, регламентирующие данные процедуры, чтобы пронос соответствующей аппаратуры был фактически возможен.

6. Получение членами ОНК видеозаписей с видеорегистраторов и стационарных камер учреждения.

За отчетный год не было получено ни одной видеозаписи.

Представляется необходимым принятие ведомственного документа, регулирующего предоставление членам ОНК видеозаписей и устанавливающее ответственность за “технические неполадки”, если они повлекли утрату или повреждение запрошенных видеозаписей.

Помещения ЦВСИГ

1. По статистике, около 30% содержащихся в Центрах иностранных граждан и лиц без гражданства поступает из мест лишения свободы, что приводит к совместному содержанию длительное время ранее содержавшиеся в местах лишения свободы и не судимых. Вероятно, с целью недопущения такого совместного содержания, большая часть ранее судимых людей, находящихся в ЦВСИГ, находится в помещениях, запираемых снаружи, фактически в камерных помещениях.

Данную проблему можно решить, если необходимые для депортации (выдворения) документы оформлять до истечения срока окончания содержания под стражей.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства проходят лечение в медицинских учреждениях на основании устных договоренностей руководителей Центров с главными врачами, т.к. не имеют полиса медицинского страхования.

3. Значительное количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих в ЦВСИГ имеют различные инфекционные заболевания, выявление которых медицинскими работниками Центра без проведения соответствующих исследований не возможно, что в свою очередь представляет угрозу для контактирующих с ними лиц.

4. После реорганизации 07.07.2016г. ФМС России в МВД России, имевшиеся на то время лицензии на осуществление медицинской деятельности в специальных учреждениях по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства оказались не действительными, а получение новых лицензий требует значительных затрат. Отсутствие в ЦВСИГ указанных лицензий не позволяет обеспечить данные учреждения медицинскими препаратами, оборудованием и расходными материалами медицинского предназначения.

5. Отсутствует врач-гинеколог, который, по международным стандартам, необходим в учреждении, где содержатся женщины. В результате, при наличии в учреждении беременных женщин, их беременность не диагностируется, помощь в ведении беременности они не получают.

6. Поскольку формально граждане не содержатся принудительно (ограничено лишь их право покинуть ЦВСИГ), нет оснований лечить данных граждан, если речь не идет о скорой медицинской помощи. По этой причине не возможно оказание помощи лицам с хроническими заболеваниями, даже такими тяжелыми, как рак.

7. В связи с пробелами в законодательстве, люди, содержащиеся в ЦВСИГ не получают помощи при острой зубной боли, а также не получают ВИЧ-терапии. Более того, ВИЧ в настоящее время не диагностируется. Данная ситуация является недопустимой и создает угрозу жизни содержащимся в учреждении людей, делает условия их содержания несоответствующими международным стандартам.

(Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации", - согласно которому бесплатно оказывается только экстренная помощь).

8. В связи с тем, что начальник ЦВСИГ не имеет полномочий на удостоверение доверенностей, люди, находящиеся в ЦВСИГ часто лишены возможности реализовать свои права: заключить брак, удостоверить отцовство или составить завещание. Часто это приводит к нарушению их права на семейную жизнь и к разлучению семьи.

9. В учреждении по-прежнему отсутствуют условия для совместного содержания семей и детей, что на практике приводит к разлучению семей и нарушению ст. 8 Европейской Конвенции по правам человека.

Помещения отделов полиции МВД

1. В ряде отделов полиции, с точки зрения законодательства, недопустимо содержание задержанных из-за состояния помещений, требующих ремонта (к примеру, 55 отдел полиции Колпинского района и ОМВД г. Пушкин).

2. Во всех отделах полиции установлены камеры видеонаблюдения, однако не существует НПА, регламентирующих время хранения видеозаписей и порядок их предоставления. В случае поступления жалоб на противоправные действия со стороны сотрудников полиции, отсутствие видеозаписей делает невозможным проведение объективной проверки всех обстоятельств произошедшего. Также членам ОНК неизвестно о существовании дисциплинарной ответственности за “технические неполадки”, приводящие к повреждению указанных видеозаписей (так, по жалобе о ненадлежащем применении силы со стороны следователя ФСБ под камерами ИВС №1, поданной в день применения силы, видеозаписи не были предоставлены (несмотря на требование прокуратуры) ввиду “технической неполадки”).

3. Три года назад произошла реформа законодательства, касающегося условий содержания задержанных, а именно: постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. От 29.05.2015) "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения <...> задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", согласно которому, в частности, административно-задержанным лицам должно быть предоставлено постельное белье. Поскольку ранее НПА не требовали постельного белья для административных задержанных, оно повсеместно отсутствует в отделах полиции, а так же нет механизмов (не заключены договора) по санитарной обработке этого белья. В некоторых отделах полиции бельё есть в наличии, но нет механизмов санитарной обработки этого белья (договоров с прачечными) и процедуры (журналов) выдачи данного белья. Обеспечение задержанных бельём носит скорее разовый, чем систематический, характер.

4. Наблюдаются проблемы с питанием. В некоторых отделах полиции закончились договора на предоставление горячего питания и не были вовремя перезаключены. Практически нигде нет «сухпайков», которыми можно было бы заменить питание в случае невозможности обеспечить горячим. В некоторых отделах сотрудники вынуждены делиться собственной пищей, в случаях если задержанные не получают передачи от родственников. Во всех отделах отсутствует «трехразовое» питание (оно носит скорее периодический характер «по необходимости»).

5. В законодательстве не четко указаны некоторые права членов ОНК, так в частности в ведомственном приказе, регулирующем взаимодействие сотрудников отдела полиции с ОНК не содержится перечня документов, с которыми члены ОНК имеют право знакомиться при посещении. Это приводит к тому, что членам ОНК в отделах полиции часто запрещают знакомиться с книгой учета доставленных лиц (ссылаясь на закон о персональных данных), что делает невозможным для членов ОНК установление длительности пребывания человека в отделе полиции, соответствие фактической информации о времени доставления задокументированной, проверку оснований нахождения человека в отделе полиции (в ряде случаев есть сомнения даже относительно того, на основания подозрения в нарушении КоАП или УК человек находится в отделе полиции, что предусматривает совершенно разный объем имеющихся прав).

6.В течение года члены ОНК получали жалобы на пытки со стороны сотрудников МВД (достоверно подтвердить или опровергнуть данные жалобы члена ОНК не представляется возможным). Ни о каких действиях, направленных на превенцию пыток со стороны сотрудников МВД (в отличие от руководства УФСИН) членам ОНК не известно.

Помещения Министерства обороны

За итоговый период посещений не было по причине отсутствия жалоб. Контакт с руководством установлен. Препятствий для посещения не чинят. Жалоб не поступало.

Помещения Министерства здравоохранения

Было осуществлено посещение городской психиатрической больницы № 6 (ул. Грибакиных, д.11).

Прочая деятельность ОНК

Члены ОНК оказывали содействие в медицинских консультациях в исправительных колониях и следственных изоляторах, а именно:

- Предоставление доступной и профессиональной помощи, в рамках просветительской, консультативной, профилактической работы, направленной на понимание значимости своих заболеваний (ВИЧ-инфекция, хронические вирусные гепатиты, оппортунистические заболевания, в том числе туберкулез и пр.).

- Формирование высокой приверженности к принимаемой антиретровирусной терапии, как первоочередной цели для сохранения, поддержания и укрепления высокого уровня здоровья человека, живущего с ВИЧ.

- Грамотное информирование осужденных живущих с ВИЧ, о возможностях получения квалифицированной медицинской помощи за пределами исправительных колоний.

- Помощь в социализации и адаптации людей с ВИЧ-инфекцией, в том числе, зависимых от алкоголя и наркотических препаратов, в местах принудительного содержания и на этапе освобождения.

Оказание материальной помощи через ОНК

В 2018 году было заключено соглашение между ОНК Санкт-Петербурга и УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оказании материальной помощи через ОНК. Через ОНК передавались в безвозмездное пользование учреждениям (на основании договоров об оказания благотворительной помощи) материальные ценности, которые могут быть в камерах согласно ПВР, однако устанавливаются исключительно «при наличии возможностей» (в частности – телевизоры, холодильники). За неполный 2018 год передано материальных ценностей почти на один миллион рублей.

Консультационная помощь в социальной адаптации

Члены ОНК проводили консультации в учреждениях ФСИН и в ЦВИГ по вопросам восстановления документов, правовому положению лиц без гражданства, приобретению, признанию гражданином РФ, по вопросам трудоустройства и проживания после освобождения из МЛС для лиц без определенного места жительства.

Также некоторые освободившиеся из учреждений подведомственных УФСИН по СПб и ЛО в настоящее время при поддержке членов ОНК проживают в Ночлежке (только из ФСИН СПБ и ЛО в данный момент проживает 5 человек) и получают социальную, юридическую и психологическую помощь.

Председатель ОНК Санкт-Петербурга А.Л.Холодов

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!